новости

Запрос инспекторами деловой переписки. Предоставить нельзя отказать.

07 ноября 2022
Публикации

Сегодня расскажем, что делать, если ревизоры запросили деловую переписку: предоставлять её или нет.

В 2022 году уже никого не удивляют сообщения из налоговой службы о предоставлении корпоративных данных. Согласно статье 93.1 НК РФ инспекторы могут запрашивать у бизнеса как документы, так и информацию. Налоговый орган использует любые возможности получить больше данных по интересующим их операциям, поэтому нет и приоритета одного вида сведений над другим. Чаще всего ИФНС требует от компании выслать сразу все интересующие их сведения.

Теперь поговорим о случаях, когда организация может отказать в предоставлении писем. Тут все зависит от того, во время каких мероприятий налогового контроля запрашивается переписка. Если речь идет о камеральной проверке, то предоставлению подлежат только документы, связанные непосредственно с расчетом и уплатой налога. Если требование направлено в рамках встречной проверки контрагента или по конкретной сделке вне рамок проверки, то дать однозначный ответ, предоставлять переписку или нет, нельзя.

Иногда бизнес отказывает ревизорам, ссылаясь на тот факт, что данных, указанных в документах, достаточно для контролеров. Может быть и так, но проблема в том, что критерии, по которым можно было бы определить достаточность содержащихся в документах сведений для осуществления мероприятий налогового контроля, отсутствуют.

При этом мы, наши клиенты и, разумеется, инспекторы, понимаем, что деловая переписка является подтверждением финансово-хозяйственных операций с контрагентом. Запрашивая такие данные, ИФНС преследует цель убедиться в реальности взаимоотношений.

Принимая решение, направлять ли в инспекцию переписку, стоит:

— провести анализ последствий непредоставления деловой переписки. Имейте в виду, что они могут наступить как для вас, так и для вашего контрагента;
— оценить риски наложения ИФНС штрафа и Вашу готовность его оплатить;
— проверить, является ли контрагент, в отношении которого пришел запрос, важным (якорным) для Вас, каков размер хозяйственных операций с ним;
— если организация получает в месяц 10-20 таких же типовых запросов в отношении других компаний, то какую позицию обычно занимает фирма: подбирает переписку по каждому или отказывает по всем (если из 20-ти запросов по 19 контрагентам не была представлена переписка, а по 20-му вдруг вы её отправили, это может служить дополнительным маркером для ИФНС, что этот 20-й контрагент реальный, а остальные 19 — нет, поэтому по ним и не было возможности представить деловую переписку).

Все перечисленные критерии субъективны. Каждая компания, исходя из специфики деятельности, самостоятельно оценивает для себя риски и готовность их принятия в случае развития плохого сценария.

В заключении дадим небольшую рекомендацию. Если организации выгодно, чтобы ИФНС удостоверилась в реальности операций и правомерности заявленных вычетов в декларациях, то предоставление переписки послужит хорошим подспорьем.