новости

Сделки с однодневками: новые правила игры от ФНС

22 июня 2020
Публикации

Кира Гин, управляющий партнер юрфирмы «Гин и партнеры», прокомментировала инсайдерский проект революционного письма ФНС «О практике применения ст. 54.1 НК РФ» для газеты «Учет. Налоги. Право» (№23 за 2020 год) Медиагруппы «Актион-МЦФЭР». Письмо должно заменить знаменитое ПП ВАС № 53.

Коротко о главном: налоговой реконструкции быть, но не в каждом случае.

А случаев на практике всего 2 типа:

1) Отправка денег за несуществующие товары, работы, услуги, либо покупка «бумажного НДС» без отправки денег. В этом случае реконструировать нечего.

2) Покупка реальных товаров (работ, услуг) у однодневки. Например, покупка импортного товара через цепочку посредников, либо покупка товара известного производителя внутри России у однодневки. В этом случае реконструкция возможна в двух вариантах:

  • если реального поставщика установить не удалось, то расходы по налогу на прибыль налоговики могут определить расчетным путем при содействии компании;
  • если реального поставщика удалось установить, налоговики примут расходы и вычеты НДС в суммах, которые отразил реальный поставщик.

Вводится презумпция того, что налогоплательщик должен был знать о «дефекте» контрагента, которую он вправе опровергать.

И приводить доводы в обоснование выбора контрагента, имея ввиду, что по условиям делового оборота оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.

Такой подход является, на мой взгляд, справедливым и взвешенным.

Что это значит для бизнеса? Все ту же необходимость проверки контрагента, хранения преддоговорной и договорной переписки, контактной информации и доказательств исполнения сделки.

Отдельный пункт посвящен тому, какие обстоятельства должен устанавливать налоговый орган, для доказывания невозможности контрагента исполнить договор.

Также отдельные пункты посвящены контролируемым сделкам, дроблению и судебному взысканию налога при оценке сделки в качестве притворной (переквалификации).

Проект письма вполне прогрессивный по нынешним временам. Будем ждать оригинал.