На примере недавнего судебного спора, в котором компания пыталась отстоять свою точку зрения, ссылаясь на разъяснения ФНС, данные ею на официальном сайте, разберемся, какие комментарии Налоговой службы или Минфина помогут защитить интересы компании, а какие документы и ссылки на них не принесут желаемого результата. Мария Лоецкая, старший налоговый юрист юридической фирмы «Гин и партнеры», объяснила, как применять правила статьи 111 НК РФ.
Во время выездной проверки компании, которая являлась налогоплательщиком территории опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока с 2017 года, ревизоры обнаружили нарушение. Чтобы понять, в чем именно оно заключалось, нужно уточнить, что для резидентов таких территорий Налоговый кодекс предусматривает пониженную ставку страховых взносов. При этом законодатель установил определенные ограничения, условия, от соблюдения которых зависит возможность применения пониженных ставок.
Конфликт между бизнесом и ревизорами заключался в толковании норм налогового права. В 2018 году
Федеральным законом No 300-ФЗ были внесены изменения в статью 427 Налогового кодекса, собственно, эти поправки и стали причиной спора. Изменениями была предусмотрена корректировка правил применения пониженных ставок. Один налогоплательщик посчитал, что эти новации к нему не относятся, ведь они ухудшают его положение. Поскольку резидентом территории опережающего развития он стал раньше, чем были внесены изменения, компания продолжила рассчитывать размер взносов по прежним правилам.
После выездной проверки ревизоры пересчитали организации сумму страховых износов. Она оказалась
весьма внушительной, более 14 миллионов рублей.
Спор дошел до зала суда, где представители компании обратили внимание арбитров, что предприятие положений НК РФ не нарушало, в подкрепление своей позиции организация сослалась на информацию, размещенную на сайте ФНС, из которой налогоплательщик сделал вывод, что он правомерно применяет пониженную ставку.
Позиция налогового органа, который не согласился с логикой компании, основывалась на том, что предприятие не выполнило те условия, которые должны были быть им соблюдены. В частности, статья 427 НК РФ предусматривает, что пониженные ставки бизнес может применять только в отношении выплат физических лиц, занятых на новых рабочих местах, созданных для непосредственного осуществления инвестиционной деятельности. Компания же рассчитывала взносы по пониженной ставке в отношении всех своих работников.
Тут нужно сделать еще одну важную ремарку. Дело в том, что любая организация, чтобы стать резидентом такой территории, должна подать заявку, кроме прочего, компания указывает в документе планируемое количество новых рабочих мест. Судьи изучили документ, поданный компанией. Оказалось, что налогоплательщик был намерен создать 10 рабочих мест. Соответственно, следуя логике Налогового кодекса, именно в отношении этих 10 созданных рабочих мест компания и имела право применять пониженную ставку взносов.
Изучая материалы дела, можно обратить внимание, что компания неверно истолковала суть статьи НК РФ. Бизнес мог бы исправить ошибку, но информация, опубликованная на сайте ФНС, навела коммерсантов на мысль, что все решения были приняты правильно.
Организация в споре проиграла. Судьи, объясняя свою позицию, уточнили, что разъяснения, на которые опирался налогоплательщик, во-первых, уже не содержатся на сайте налогового ведомства, а значит, и проверке не подлежат, а во-вторых, информация была размещена в разделе «Новости». Это значит, что данные сведения не имели статуса официального документа. А если так, то нет и оснований освободить компанию от ответственности, сообщили судьи в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 сентября 2021 года No Ф03-5238/2021 по делу No А73-822/2021.
Далее давайте разберемся, какие же требования к полученным пояснениям предъявляет статья 111 НК РФ, выполнив которые, компания, принявшая к исполнению разъяснения ведомств, будет освобождена от финансовых санкций.
Норма предусматривает основания для освобождения от ответственности компании. В числе прочего в ней есть основание, согласно которому, если налогоплательщик выполнял письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборов, данные уполномоченным органом, этот факт исключает его вину в совершении налогового правонарушения. К слову, аналогичные положения указаны в статье 75 Налогового кодекса, которой определяется порядок начисления пени.
Но есть важный нюанс! Действительно, для того чтобы иметь возможность быть освобожденным от налоговой ответственности, в том числе от уплаты пени за совершение каких-либо действий, которые инспекторы сочтут неправомерными, необходимо иметь официальный документ. А эти документы выдает либо ФНС, либо Минфин. Обратите внимание, статус официального ему придает подпись должностного лица. В России всего два уполномоченных органа по налогам и сборам, которые могут давать разъяснения.
При этом, когда мы говорим об официальном документе, нужно уточнить, что существует два их формата. Первый вид документов – те, которые компания получает в ответ на свой же запрос. А второй тип документов – разъяснения, данные неопределенному кругу лиц, тут речь идет о письмах, которые ведомства регулярно выпускают для разъяснения того или иного вопроса.
Если компания решила использовать для обоснования своей позиции письма для неограниченного круга лиц, то обязательно нужно принять во внимание несколько подводных камней.
Например, налоговые органы нередко во время споров указывают, что разъяснения, данные в письме Минфина, были опубликованы позже, чем совершенное действие налогоплательщика. Таким образом, компании, прежде чем использовать подобные документы, нужно проверить, когда письмо было опубликовано с датой совершения предполагаемого нарушения.
Второй момент, на который нужно обратить внимание, – это фактические обстоятельства. Если они не будут соответствовать тем, которые были изложены в письме ведомства, ФНС или Минфина, то контролеры не примут этот аргумент. Много официальных писем, которые можно найти в открытых источниках, – это, по сути, ответы на запросы компаний. Налогоплательщик, отправляя запрос, имеет собственные, уникальные для него фактические обстоятельства. И они могут отличаться от операции в вашей компании. Поэтому контролеры не примут такой официальный документ для освобождения от ответственности.
И еще один момент, на который стоит обратить внимание. Иногда можно найти письма Минфина и ФНС по, казалось бы, одному вопросу, но с противоположенными мнениями. Как такое может быть? Дело в том, что содержание документов может отличаться в силу фактических обстоятельств, описанных налогоплательщиком.
В этом случае не стоит принимать в качестве меры защиты ни одно из найденных писем. Лучшим вариантом будет отправить собственный запрос в одно из двух ведомств.
В нашей практике, когда мы сталкиваемся со спорным вопросом, например, двояким толкованием законодательства о налогах и сборов применительно к конкретному налогоплательщику, мы рекомендуем направлять адресный запрос в Минфин или ФНС. При этом в запросе должна быть максимально подробно описана ситуация. Это защитит компанию в случае, если возникнет спор, от претензий налогового органа и не даст возможности ревизорам сказать, что ответ ведомства, на который опирается компания, не совпадает с фактическими обстоятельствами.
Теперь ответим на вопрос, который может возникнуть у компании: как понять, кому писать запрос – в Министерство финансов или в Налоговую службу? Мы полагаем, что отправлять запрос лучше в Минфин, ведь это вышестоящий над ФНС орган власти.
Перед тем как отправить запрос, решите, насколько срочно вам нужно получить ответ. Дело в том, что любой запрос в Минфине рассматривается два месяца. Как правило, финансисты стараются уложиться в этот срок. ФНС же отвечает в течение одного месяца. Служба также старается придерживаться этого срока.
Относительно писем ФНС, которые Служба направляет в территориальные налоговые органы. В качестве примера можно привести письмо, разъясняющее применение налоговой реконструкции, которое ФНС подготовила для территориальных налоговых органов. Такие документы также являются основанием для применения норм НК РФ, предполагающих освобождение от ответственности. Ведь, по сути, они направляются неопределенному кругу лиц, познакомиться с со- держанием этих документов может кто угодно.
Возвращаюсь к судебному спору, о котором мы говорили в начале статьи. Арбитры разъяснили, что не вся информация, размещенная на сайте Налоговой службы, представляет собой официальные документы, подписанные должностным лицом. Отсюда можно сделать вывод, что на информацию, опубликованную на сайте ФНС, можно ориентироваться только как на получение новых сведений, но не как на официальные разъяснения, которые в будущем можно использовать в споре с ревизорами или при доказывании правильности своей позиции в суде. Если у вас есть вопрос, то лучшим способом получить ответ на него будет запрос, направленный в Федеральную налоговую службу или Минфин России.
В Налоговую службу отправить запрос можно по почте, через личный кабинет налогоплательщика или воспользовавшись специальной формой на сайте ФНС. Наиболее удобным способом отправки запроса в Минфин является обращение через электронную приемную. Или же можно отправить обычное письме по почте.
Источник: журнал «Расчет» №2 за 2022 год.
Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу